пятница, 22 января 2016 г.

Исследование рынка



Функциональные напитки - это общее название безалкогольных напитков, обогащенных различными физиологически функциональными ингредиентами (витаминами, минеральными веществами, пищевыми волокнами, пробиотиками, отдельными аминокислотами, жирными кислотами, фосфолипидами, экстрактами различных трав и растений). Данная группа включает широкий ассортимент напитков с разнообразным составом и оказывающих различное действие на организм человека. Все функциональные напитки можно условно разделить на четыре основные группы: спортивные, энергетические, оздоровительные и нутрицевтические напитки, которые благодаря своим дополнительным качествам удовлетворяют потребности тех людей, кто ведет активный образ жизни и/или нуждается в коррекции структуры питания.
В проведенном нами онлайн опросе, посвященном потребительскому отношению к функциональным напиткам, приняли участие 1868 респондентов, представляющих активную (месячную) аудиторию Рунета. Около 17% участников опроса, отвечая на первый вопрос - о частоте употребления напитков, относимых к функциональным, выбрали варианты "Раз в месяц" и "Реже одного раза в месяц" и дальнейшего участия в нашем исследовании не принимали. Однако большинство опрошенных пользователей Рунета регулярно употребляют функциональные напитки, в том числе, 27% опрошенных делают это ежедневно, 29% - несколько раз в неделю, 8% - раз в неделю и еще около 17% - несколько раз в месяц. Среди потребляемых этой группой пользователей Рунета функциональных напитков преобладают соки и сокосодержащие напитки (их пьют около 60% активных потребителей), а также минеральная газированная вода (58%). За ними следуют набравшие почти одинаковое количество сторонников минеральная негазированная вода (45%) и квас (42%). Некоторая часть активных потребителей выбирает сладкую газированную воду (29%) и холодный чай (24%). А энергетические напитки пользуются популярностью лишь у 5% потребителей.
Наибольшим предпочтением у активных потребителей пользуются фруктовые (62%), цитрусовые (58%) и ягодные (50%) вкусовые оттенки функциональных напитков. При этом, среди оттенков фруктового вкуса самыми желанными оказались яблоко (40% от числа всех активных потребителей), персик (37%) и абрикос (27%), среди цитрусовых - апельсин (44%), лимон (32%), грейпфрут (27%), лайм (22%) и мандарин (21%), среди ягодных - вишня (34%), черника (26%), смородина (25%) и ежевика (20%), а среди экзотических - ананас (15%) и манго (15%).
Однако уровень осведомленности активных потребителей о функциональном питании довольно низок. Только 25% среди них считают, что им хорошо известно о назначении функциональных напитков, 50% обладают неполной информацией, а 25% ей не вообще не владеют. После того как активным потребителям было представлено общепринятое определение функциональных напитков выяснилось, что 20% среди них относятся к ним скорее положительно. Это в основном хорошо осведомленные люди, а так же те, кто частично владеет информацией. Их основная цель потребления - поддержание организма в тонусе и профилактика болезней. Чуть больше 25% либо только слышали функциональных напитках, либо вообще не владеют конкретной информацией о них. Хотя цели, которые они хотят достичь с помощью продукта те же, что и у предыдущей группы - поддержание организма в тонусе и профилактика болезней. Около 40% еще не сформировали определенное отношение к такого рода продуктам в силу недостаточной осведомленности о них. И лишь 12% среди тех, кто имеет опыт потребления функциональных напитков воспринимают их скорее негативно (вероятно, отождествляя функциональные напитки исключительно с <энергетиками>) и приобретают их реже остальных. В основном это люди старшего возраста.
Основные цели потребления функциональных напитков - профилактические. Это поддержание организма в тонусе (этот мотив присутствует у 69% активных потребителей), профилактика болезней (45%), улучшение внешнего вида (32%, в том числе, 43% среди женщин). Кроме того преследуются такие цели как контроль веса (25%) и восстановление организма после болезней (29%).
Среди активных потребителей функциональных напитков только 20% хотят видеть в продаже энергетические напитки. Напротив, большинство (80%) интересуют витаминизированные и тонизирующие напитки. Состав витаминизированных напитков респонденты не определяют точно, но хотят видеть, прежде всего, витамины и минералы. У клетчатки поклонников меньше, что может быть связано с неосведомленностью респондентов о её полезных свойствах. Состав тонизирующих напитков для респондентов так же не очень принципиален. В основном они симпатизируют зеленому чаю и мяте. Однако низкая популярность гуараны может быть результатом плохой осведомленности о ней респондентов. Ту же картину можно наблюдать в отношении состава <энергетиков>. Причем если предпочтения мужчин еще как-то варьируются, то женщины не видят особой разницы между таурином и кофеином.
Среди наиболее важных факторов, оказывающих влияние на покупку функциональных напитков, потребители назвали полезные свойства (54%) и качество (51%) продукта и лишь потом - вкус (35%) и цену (31%). Это может свидетельствовать о том, что в целом к продукту потребители относятся серьезно, и если он того стоит, цена отходит на второй план. Для абсолютного большинства потребителей происхождение товара не имеет значения. Однако 27% потребителей не будут покупать продукт, если он сделан не в России. Выбирая объем упаковки, респонденты были более единодушны. Наибольшим предпочтением пользуется небольшая упаковка объемом 1 или 0,5 литра. Основными источниками информации для большинства потребителей, помимо собственного опыта (54%), являются рекомендации специалистов (32%) и друзей (37%). Средства массовой информации, за исключением интернета (48%), либо не пользуются популярностью вообще, либо к ним нет доверия в данном вопросе.
Публикация результатов наших исследований разрешена и всячески приветствуется, при условии, что Вы не забудете упомянуть проект "Глас Рунета" в качестве источника.
http://www.VoxRu.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий